На сайте "Рожденный в СССР" смотрите онлайн Православные и познавательные
документальные фильмы




Куба и культы

Куба и культы

Катер «Гиральдилья», который носит имя мальчика на шпиле крепости Ла Реаль Фуэрса, взбивает винтами зеленоватую воду. С борта хорошо видно, как от него лучами разбегаются тени длинных океанских рыбин. Потрепанное на вид судно отходит от пристаней Старой Гаваны, и идет через бухту, курсом на восток, мимо монументальных доков и гигантских портовых кранов, некогда изготовленных в давно не существующей стране ГДР – чтобы через полчаса причалить у рыбацкого поселка Регла.





Проезд на этом морском трамвае стоит те же копейки, что и путешествие на сухопутных автобусах-«камейо». На его борту пьют воду-рефреско темнокожие рабочие и пританцовывают подростки с магнитофоном, который плюется матерной энергией реггитона.

Эта музыка диссонировала со старой пристанью Реглы, будто сошедшей с жанровой картины де Ландалусе из жизни патриархальной Кубы. Ее украшала галерея с портиками, за которыми начинались улицы с малоэтажной застройкой креольских времен. А прямо на берегу, в двух шагах от пристани, росло большое дерево сейба, скрывавшее вход в неприметную, и тоже старую церковь. Мы пошли туда вслед за двумя темнокожими девочками, прибывшими из Гаваны на борту «Гиральдильи». Войдя внутрь, одна из них, одетая в джинсовую безрукавку и модные камуфляжные штаны, рухнула на колени перед большой, яркой-голубой картиной. На ней была изображена синяя Гаванская бухта, с городским портом и причалами Реглы, с большим якорем, парусными шхунами, и удящим прямо с пристани рыбаком. А впереди, в незабудковой, ниспадающей вниз накидке, под серебряным венцом стояла черноликая кукла, баюкающая на руках белокожего младенца. Дева из Реглы, или африканская богиня Йемайя – владычица моря, покровительница путешественников, матросов, рыбаков, проституток и безнадежно влюбленных школьниц. Скорее всего, они и припали сейчас кудряшками к подолу ее атласного платья.

Впервые я прочитал об этом очень давно, в предназначенной для детей, но очень серьезной и взрослой книжке «Капитаны песка», известной у нас благодаря поставленному по ней фильму «Генералы песчаных карьеров». Ее герой, Педро Пуля из бразильского города Сальвадор де Баии – вожак клана беспризорников, сын портового докера, погибшего во время организованной им стачки, и будущий коммунист, – вызволял из полицейского участка «арестованную» жандармами статую. Она изображала ориша, божка запрещенного языческого культа, популярного среди баиянских бедняков, веровавших в мир духов своих африканских предков.

Кубинский портовый поселок Регла, не изувеченный коммерческой поступью прогресса, где время застыло подобно кристалликам соли на горячих прибрежных рифах, казался живой иллюстрацией к «Капитанам песка». Ведь даже гаванскую бухту зовут здесь словом «Баия» – «залив», усиливая ассоциации с миром Жоржи Амаду. Но дети докеров и рыбаков не умирают здесь от голода и болезней, а власть не преследует афрокубинские верования, как это практиковалось в старой Бразилии и на дореволюционной Кубе.

«Я с младых ногтей терся в самой гуще бразильского простонародья, жадно изучал его жизнь, бывал и на террейро, и в «домах святых», на ярмарках, на рынках, на пристанях, куда причаливали рыбачьи баркасы, и могу засвидетельствовать, с какой жестокостью светские и церковные власти пытались уничтожить все те культурные и духовные ценности, что обязаны были своим происхождением Африке. Как свирепо преследовались традиции, обряды, племенные наречия и божества, как неуклонно стремилось государство выкорчевать верования самых бедных и угнетенных граждан. Очень скоро я своими глазами увидел солдат, вламывающихся на макумбу, разорявших террейро, сносивших алтари, увидел, как затаскивают жрецов и верующих в полицейские фургоны, как избивают их и глумятся над ними, не забуду и рубцы от плетей на спине престарелого Прокопио. Все эти издевательства, не сломившие дух баиянского народа, стали основой моих романов», – писал об этом сам Амаду, который совмещал в себе титулы крупнейшего бразильского писателя, лауреата Ленинской премии, старого члена Компартии, и почетного жреца языческого кандомбле.

Читая эти романы, обычные на книжных полках советских семей, мы открывали для себя трагическую историю афроамериканских культов. Марксовы слова о религии: «это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира… дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа», подошли бы к ним как нельзя точнее. Эти верования развились из первобытных верований народов йоруба и дагомейцев, в трюмах, где среди блевоты и крови, среди гниющих трупов своих соплеменников, лежали пленники, попавшие в лапы добрых христиан – профессиональных охотников на людей.

«Многие рабы были выходцами из джунглей и никогда не видели моря, шум океана они принимали за рев невиданного зверя, желавшего сожрать их, или, по свидетельству одного купца тех времен, им казалось – и, в общем-то, они были правы, – что «их везут, как ягнят, на бойню, ибо их мясо по вкусу европейцам». Бичи и плетки-семихвостки не очень-то помогали удерживать отчаявшихся африканцев от самоубийства», – пишет об этом Эдуардо Галеано.

Священники скопом крестили живой товар прямо перед отправкой, на берегу навсегда утраченной родины. И раздевали рабов донага, чтобы они не смогли увезти в Новый свет ритуальные фетиши.

– Африканцы глотали эти предметы, умирая с распоротыми острыми амулетами животами. Но проглоченный камень Йемайи, тайно пересек океан, и с тех пор сохраняется здесь, в Регле, – говорит сопровождающая нас Эмерия.

Вывоз рабов, сопутствующая ему торговля товарами из метрополии и колониальным сырьем, рабский труд миллионов африканцев, которые пересекли Атлантику за четыре столетия, сделали возможным изобретение паровой машины Уатта, создали предпосылки для интенсивного накопления капитала – и, как следствие, для промышленной революции в Англии и в Соединенных Штатах Америки. Пушки Джорджа Вашингтона отливались на заводах, созданных за счет нажитой на торговле людьми прибыли. В новом мире работорговцы продолжили свой крестовый поход против африканских культов, чтобы уничтожить в потомках йоруба память об их культуре, и о свободе, некогда утраченной их предками. Однако, рабы сумели сохранить эти традиции. Обращенные в говорящие предметы люди могли рассчитывать только на собственные силы, подкрепляя их надеждами на помощь антропоморфных духов-оришас, прибывших вслед за ними из потерянной родины. Они передавали друг другу навыки боевых приемов, маскируя их под движения ритуальных танцев, под ритм сохраненной африканской музыки. И таким же образом прятали своих богов под именами христианских святых, добавляя в этот сакрально-культурный коктейль религиозные обряды американских аборигенов.

Восстания невольников сотрясали колонии, как волны прибоя, бегущего к Новому свету со стороны африканских берегов, раскачивая корабли с новыми партиями рабов.

«Африканские религии продолжали жить среди рабов Америки, как и питаемые ностальгией легенды и мифы утраченной родины»

. Совершенно ясно, что негры таким образом выражали – в своих церемониях, в своих танцах, в своих молениях – стремление к утверждению культурного единства с предками, отвергаемого христианством. Но сыграл роль и тот факт, что церковь была материально заинтересована в той эксплуатации, которой подвергались рабы… Бог для парий не всегда совпадет с богом той системы, что породила парий… Культы африканского происхождения широко распространены среди угнетенных любого цвета кожи. Божества культов «воду» на Гаити, «бембе» на Кубе, «умбанда» и «кимбанда» в Бразилии почти не отличаются друг от друга, хотя боги и ритуалы предков претерпели некоторые изменения, приживаясь на землях Америки. И на островах Карибского моря, и в Баии звучат обрядовые песнопения на йоруба, конго, наго и других африканских языках. В предместьях больших городов южной Бразилии, напротив, преобладает португальский язык, но там буквально кишат добрые и злые божества, попавшие сюда с берегов Западной Африки и пережившие века, чтобы превратиться в призрачных мстителей за всех угнетенных, за бедных униженных людей, которые жалобно причитают в фавелах Рио-де -Жанейро:

Силы Баии

Силы Африки

Придите сюда

Помогите нам», – рассказывает книга «Вскрытые вены Латинской Америки».

На Кубе, где регулярно вспыхивали восстания, рабы устраивали коллективные самоубийства, надеясь попасть после смерти на заокеанскую родину, наказывая хозяев «вечной забастовкой», – как писал об этом Фернандо Ортис. Чтобы избавить их от надежды на воскрешение, плантаторы приказывали кастрировать и обезглавливать трупы. В Бразилии возникла «республика Пальмарес» – независимые общины беглых рабов, которые с конца 16 века и по 1697 год, свободно жили в пальмовых лесах, в содружестве с индейцами, обрабатывая находящуюся в общественной собственности землю и отбивая атаки колониальных властей.

«Мировая история не знает другого восстания рабов, которое продолжалось бы так долго, как пальмаресское. Восстание Спартака, потрясшее самую мощную рабовладельческую систему древности длилось меньше», –

говорит об этом Де Фрейтас.

После разгрома лесной «республики» простонародные афроамериканские культы столетиями преследовались церковью и властями – вплоть до 1946 года, когда в бразильский парламент ненадолго попала временно легализованная партия коммунистов. Среди избранных по ее спискам депутатов был Карлос Маригелла – «капитан песка» из Баии и будущий основоположник «городской герильи», а также, его земляк Амаду, который единственный из депутатов парламента не носил с собой на заседания револьвер. Вместе с писателем мандат получил полуграмотный крестьянин Клаудино да Силве – первый афробразилец, избранный в парламент этой страны. Именно он выступил от имени фракции коммунистов с требованием отменить расовую дискриминацию мулатов и чернокожих.

Да Силве и Амаду занялись подготовкой Поправки о свободе совести, заручившись поддержкой легендарного партийного лидера Луиса Карлоса Престеса, руководителя повстанцев-теньентистов – демократически настроенных офицеров, которые прошли с боями прошли через всю Бразилию. Попав в текст конституции, поправка Амаду впервые легализовала простонародные афроамериканские культы – хотя позже, во время военно-фашистских диктатур, власти опять преследовали их, заодно с левыми.

А боевой ритуальный танец капоэйра, зародившийся во время «республики Пальмарес» и ее легендарного вождя Зумби, который превратился сейчас в модную фитнес-гимнастику для буржуа, был официально запрещен первой конституцией Бразильской республики – вплоть до тридцатого года. Капоэйристы, еще одни традиционные герои Амаду, устраивали свои уличные бои нелегально, и подальше от полиции. И среди них становилось все больше белых – поскольку капоэйре обучались разные представители социальных низов, вне зависимости от цвета кожи. Справочная статья Большой Советской Энциклопедии рассказывает: «в деятельности общин кандомбле участвуют не только негры, но также и мулаты, и белые – в основном, выходцы из беднейших слоев населения. Наблюдаются тенденции к десакрализации афрохристианских культов».

Впрочем, феномены подобного рода известны не только в Бразилии и на Антилах. Однажды, гуляя по набережной Малекон, мы заглянули на фотовыставку о жизни боливийских шахтеров. С фотографий смотрели истощенные горняки и их покровитель – рогатый подземный демон. Двоюродный брат донецкого духа Шубина, в которого веровали дореволюционные шахтеры Донбасса, родственник угро-финских богов, почитаемых уральскими горняками, которые известны нам по сказкам Бажова. Он объединил в них отголоски архаических верований с рассказами о рабочем движении в царской России.



На пристани Реглы, в тени сейбы, перед небольшим музеем афрокубинской культуры, – очень естественным, и больше похожим на обычный жилой дом, сидела престарелая жрица. У ее ног были разложены бусы разных цветов, каждый из которых посвящен одному из оришас, баночки с приворотным зельем, иконки чернокожей Йемайи и вырезанные из жести человеческие фигурки, – рядом со свежим номером партийной газеты «Гранма». Подойдя, мы заметили прибитые к дереву куски ткани красно-черных цветов – цвета Движения двадцать шестого июля, а также, оришаc Элегуа и Огуна – великого воина, властителя железа и покровителя шоферов.

Случайное, но знаковое совпадение в глазах тех, кто знаком с историей рыбацкого городка. Фидель Кастро ласково называл Реглу «Сьерра-чикита» – «Сьерра-девочка», «маленькая Сьерра», – имея в виду, что она, издавна служившая центром африканских верований, стала главным очагом повстанческого движения в районе столицы, младшей сестрой гор Сьерра-Маэстра – главной базы кубинской революции. Рабочее движение промышленно неразвитой Кубы закономерно зародилось в порту Гаванской бухты, которая служила воротами для вывоза туземного сырья и сбыта импортного товара – по схеме, традиционной для слаборазвитой и зависимой колониальной экономики. В двадцатые годы докеры Реглы построили в холмах памятный монумент в честь Ленина – первый на острове, и один из первых на всем Западном полушарии. А спустя десятилетия, в разгар борьбы против диктатуры Батисты, местные подпольщики выкрали из церкви ту самую статую Девы из Реглы, и опубликовали в газетах ее снимок рядом с красно-черным флагом Движения 26 июля. Полиция застрелила участников этой акции, однако образ Йемайи под знаменем Фиделя и Че поднял боевой дух полуграмотных бедняков, которые вслепую боролись за социальное освобождение и за эмансипацию своей полузапрещенной культуры. Революция, покончившая с духовным диктатом церковных властей, дала им возможность получить полноценное образование и десакрализовать свою древнюю культуру, взяв из нее традиции сопротивления и удивительные музыкальные ритмы, породившие затем подлинное волшебство сона, мамбо, сальсы и румбы, развившихся из ритуалов сантерии. «Любовный союз между испанской гитарой и африканским барабаном», – характеризовал синкретичную кубинскую музыку музыковед Фернандо Ортис. «Большинство слушателей латиноамериканской музыки даже не знает, что ритмы барабана, под которые мы танцуем, фактически несли религиозное значение и посвящены различным африканским богам. На Кубе до сих пор сохраняют и используют свыше двухсот различных ритмов, посвященных оришас».

Эмерия повела нас по креольским улочкам, вглубь Реглы, в большой старый дом, где били в барабаны и заканчивали приготовления к обряду сантерии. К нам вышел чернокожий старик с седыми белыми волосами. Вначале он повел нас в патио, демонстрируя старинные бронзовые гербы бейсбольных команд и первую эмблему кубинского комсомола, с профилями Мельи и Сьенфуэгоса, вылитую на местном заводе. Старик ездил в СССР в составе культурных делегаций, и еще помнил отдельные русские слова. Он сурово посмотрел на нас, и произнес речь о том, что мир стоит на краю небытия, а корпорации и истеблишмент в Вашингтоне скоро начнут новые кровавые войны. Целая лекция политинформации, которую было удивительно слушать от этого человека, директора городского музея Реглы и жреца сантерии, который показывал собственные снимки Че Гевары, сделанные после победы революции.

В восемьдесят шестом году жизнелюб Амаду с присущим ему юмором беседовал в Гаване с команданте Кастро:

«Да, говорю я Фиделю, мы с вами замешаны из одного теста, и наш культурный синкретизм берет начало из одних и тех же источников. Я предлагаю ему предпринять кое-какие усилия для того, чтобы лучше узнать и приблизить друг к другу «негритянские ценности» двух наших культур – кубинской и бразильской. Зелия (художница и супруга Жоржи Амаду – А.М.) побывала вчера на радении, которое у нас в Баии именуется кандомбле, а здесь – сантерия. Отчего бы не наладить взаимообмен между этими двумя ветвями афробразильского культа, тем более, что обе они – йорубского происхождения, и богов-ориша Байи не отличить от их собратьев, обитающих в Сантьяго-де-Куба. Отчего бы не привезти в Гавану на праздник Шанго наших «дочерей святого» – Стелу де Ошосси, Олгу де Алакету, Креузу де Гантоис? И отчего бы 2 февраля, когда начнется в Баии праздник Йеманжи, не прислать туда кубинских йалориша? Неужели для барбудос народные верования, приплывшие к нашим берегам в трюмах невольничьих кораблей, значат меньше, чем таинства Церкви Христовой, завезенные к нам каравеллами Колумба? В Центральном комитете кубинской компартии я напускаю африканских ориша на Фиделя Кастро».

Прислушался ли к этим словам Фидель, который в интервью Оливеру Стоуну еще раз отрекся от «скучных выдумок» о загробной жизни – как называл их Энгельс? Многие кубинские политэмигранты клерикального толка на полном серьезе убеждены, что стабильность кубинского режима обеспечили африканские идолы, которым тайно поклоняется запродавший свою душу Кастро, а его вечная поседевшая борода является фетишем, в котором заключены буйные духи сантерии. Но правда заключается в том, что социально-политическое движение, которое породило полвека назал эту необычно живучую революцию, которая все еще сопротивляется мировым демонам Накопления, Свободной Торговли и Войны-Ради-Бизнеса, росло из глубоких корней, питаясь чувствами порабощенного народа, опираясь на живые традиции сопротивления и борьбы, на извечную тягу вновь обрести утерянную когда-то свободу.

Идеи кубинского революционного движения, органично воспринявшего марксовую теорию, не опускались до архаической мистики, но, напротив, старались поднять сознание масс на всю высоту человеческого разума и достоинства. Возвращая потомкам рабов право свободно владеть древней культурой их предков, революция открыла для них богатства общечеловеческой культуры, о которых не могли и мечтать деды нынешних рыбаков Реглы и крестьян Гуанабакоа. А теперь важно не утратить это завоевание.

Мы наблюдали, как старая жрица под сейбой гадала двум приплывшим на катере девочкам, а Эмерия напрягала слух, и вполголоса переводила нам ее слова: что-то про зеленые глаза и скорую встречу с любимым. В полутемном дискобаре Кохимара, насквозь прокуренном, пропахшим ромом и тростниковым самогоном агуардиенте – обязательным элементом церемонии сантерии – луч лампы выхватывал цветные бусы на запястьях танцующих подростков. Суеверия по прежнему сильны, хотя уже начинают медленно отступать. С трудом перекрикивая грохот реггитона, кубинка Йессика поясняла нам, что взяла белые бусы Йемайи у бабушки, а сама мало смыслит в сантерии. Несмотря на эбеновую кожу, она очень напоминала провинциальных украинских девочек, которые до сих пор бегают к бабкам за приворотным зельем.

Понадобится много десятилетий, чтобы традиционные культы уступили традиции образования и культуры, оставив нам свою гуманистическую составляющую – сказку, ритм, поэзию, и память борьбы.

Андрей Манчук

На сайте "Рожденный в СССР" Вы можете ознакомиться с материалом Куба и культы, а также поискать материалы сходной тематики в разделе Статьи.


Категория: Статьи

На сайте Вы найдете православные документальные фильмы, которые расскажут Вам о старцах Афона, монастырях Валаам, Оптина Пустынь, Дивеево. Вы узнаете о святых, старцах и подвижниках Православия, об учении и таинствах Православной Церкви, увидите фильмы Галины Царевой и Юрия Воробьевского..

 

Материалы нашего сайта помогут Вам узнать больше об Истинной Вере - Православии


Другие материалы:
Не верю. Война против Церкви (2013) Не верю. Война против Церкви (2013)
Информационная кампания против церкви: действительно ли она была или сгусток скверных новостей о патриархе и духовенстве — всего лишь совпадение? Почему «вбросы» начались на фоне активно звучащих формулировок, что церковь — это «государствообразующий ... Читать

Этторе Майорана — исчезновение гения Этторе Майорана — исчезновение гения
Этторе Майорана – физик, человек, которого ученые всего мира называли вундеркиндом с феноменальным умом. И вдруг Этторе пропадает, оставив короткую записку. Что стоит за этим таинственным исчезновением – какая-то трагедия, самоубийство или еще что-то ... Читать

Третья Мировая война. Изучение вопроса. Предистория. Часть I (2011) SATRip Третья Мировая война. Изучение вопроса. Предистория. Часть I (2011) SATRip
В давние времена приготовления к войне скрыть было невозможно и удар противника неожиданным быть не мог. Мобилизация по городам и селам занимала собой очень уж много времени и привлекала массу внимания. Тогда был обоснован национализм – и иноземец с ... Читать

Сколько нужно знать английских слов?
Тот факт, что словарь языка содержит примерно 300 тысяч слов, имеет только теоретический интерес для начинающего изучать этот язык. Едва ли не главный принцип для разумной организации своих занятий, особенно на начальной стадии - это экономия слов. Н ... Читать

Пост: все ли средства хороши?
В предпостовые недели, особенно на масленую, узнаешь массу новых особенностей и фактов из личной жизни прихожан собственного прихода. Прежде всего, это касается их болезней, немощей, пенсионного обеспечения, количества любимых детей, внуков и правнук ... Читать

Особенности негритянского английского
Откуда взялся негритянский английский, лингвисты до сих пор толком не знают. Не могут даже прийти к согласию, как этот феномен относится к литературному английскому. Одни, самые экстремисты, считают, что это отдельный язык. Другие называют его диалек ... Читать

Отказ от Победы: куда катится мир? Отказ от Победы: куда катится мир?
Отказ от победы — это очень страшная вещь, приближающаяся по своей мерзости к неонацизму, оправданию фашизма, глорификации нацистских преступников и их пособников, отрицанию Катастрофы. Это попытка отрицания того незыблемого факта, что мир победил во ... Читать

Практические советы по изучению иностранного языка
Изучение иностранного языка можно начинать двумя способами: через устную речь и через чтение. Первый путь (если у вас есть возможность выбирать) скорее подойдет людям с хорошей механической памятью, хорошим слухом и имитационными способностями (особе ... Читать

В сердце источники жизни и смерти
Современное человечество поражено тяжелой болезнью, которую можно условно назвать «хронической усталостью души». Проявления этого недуга многообразны, но у него есть один общий симптом: человек несчастен, он устал от жизни, он живет по инерции, ему к ... Читать

Человек перед Богом (2011) Человек перед Богом (2011)
Цикл представляет собой путеводитель по храму для тех, кто испытывает желание или необходимость заглянуть в церковь, но мало знает о том, что такое храм Божий, как он устроен и главное – как себя вести в храме.Документальный цикл «Человек перед Богом ... Читать