На сайте "Рожденный в СССР" смотрите онлайн Православные и познавательные
документальные фильмы




Откуда пошли Дредноуты

Откуда пошли Дредноуты

Ровно 110 лет назад, 10 февраля 1906 года, в Портсмуте был спущен на воду британский военный корабль “Дредноут”. К концу того же года он был достроен и введен в состав Королевского флота. “Дредноут”, сочетавший в себе целый ряд новаторских решений, стал родоначальником нового класса боевых кораблей, которому он дал свое имя. Это была последняя ступень к созданию линкоров – самых больших и мощных артиллерийских кораблей, когда-либо выходивших в море.





Вместе с тем, “Дредноут” не был уникальным – революционный корабль стал продуктом долгой эволюции броненосцев. Его аналоги уже собирались строить в США и Японии; больше того, американцы приступили к разработке собственных дредноутов даже раньше англичан. Но Британия оказалась первой, кто спустил такого монстра на воду.

Визитная карточка «Дредноута» — артиллерия, состоявшая из десяти орудий главного калибра (305 миллиметров). Их дополняло множество небольших 76-миллиметровых орудий, а вот промежуточный калибр на новом корабле отсутствовал вовсе. Такое вооружение разительно отличало «Дредноут» от всех предыдущих броненосцев. Те, как правило, несли лишь четыре 305-миллиметровых орудия, зато снабжались солидной батареей среднего калибра — обычно 152 миллиметра.

Привычка снабжать броненосцы множеством — до 12 и даже 16 — пушек среднего калибра объяснялась просто: 305-миллиметровые орудия довольно долго перезаряжались, и в это время 152-миллиметровые должны были осыпать противника градом снарядов. Эта концепция доказала свою состоятельность в ходе войны между США и Испанией в 1898 году — в битве при Сантьяго-де-Куба американские корабли добились удручающе малого количества попаданий главным калибром, но буквально изрешетили неприятеля среднекалиберными «скорострелками».

Однако Русско-японская война 1904-1905 годов продемонстрировала совсем другое. Русские броненосцы, которые были намного больше испанских кораблей, выдерживали массу попаданий 152-миллиметровых пушек — серьезный урон им наносил только главный калибр. К тому же японские моряки оказались просто точнее американских.

Автором концепции линкора, оснащенного исключительно тяжелой артиллерией, традиционно считается итальянский военный инженер Витторио Куниберти. Он предлагал построить для военно-морских сил Италии броненосец с 12 305-миллиметровыми орудиями, турбинной силовой установкой, использующей жидкое топливо, и мощным бронированием. Итальянские адмиралы отказались реализовать идею Куниберти, но разрешили ее опубликовать.

В издании Jane’s Fighting Ships за 1903 год появилась короткая — всего три страницы — статья Куниберти «Идеальный боевой корабль для британского флота». В ней итальянец описал гигантский броненосец водоизмещением в 17 тыс. тонн, оснащенный 12 305-миллиметровыми пушками и необычайно мощной броней, да еще и способный развить скорость в 24 узла (что делало его на треть быстрее любого броненосца).

Всего шести таких «идеальных кораблей» будет достаточно, чтобы разгромить любого противника, считал Куниберти. За счет своей огневой мощи его линкор должен был топить вражеский броненосец одним залпом, а благодаря высокой скорости — сразу же переходить к следующему.

Автор рассматривал скорее отвлеченную концепцию, не занимаясь точными расчетами. Во всяком случае, вместить все предложения Куниберти в корабль водоизмещением 17 тыс. тонн представляется почти невозможным. Полное водоизмещение реального «Дредноута» оказалось куда больше — порядка 21 тыс. тонн.

Так что, несмотря на сходство предложения Куниберти с «Дредноутом», вряд ли именно итальянец оказал большое влияние на строительство первого корабля нового класса. Статья Куниберти была опубликована в то время, когда «отец» «Дредноута» адмирал Джон «Джекки» Фишер уже пришел к схожим выводам, но совсем другим путем.

Еще командуя военно-морскими силами Британии в Средиземном море, Фишер опытным путем установил, что стрельба из разнокалиберных орудий чрезвычайно затрудняет прицеливание. Артиллеристы того времени, наводя пушки на цель, ориентировались на всплески от падения снарядов в воду. А на большой дистанции всплески от снарядов калибра 152 и 305 миллиметров различить практически невозможно.

К тому же существовавшие тогда дальномеры и системы управления огнем были крайне несовершенными. Они не позволяли реализовать все возможности пушек — британские броненосцы могли стрелять на 5,5 километра, но по итогам реальных испытаний рекомендуемая дальность прицельного огня составила всего 2,7 километра.

Между тем увеличивать эффективную дистанцию боя было необходимо: серьезным противником броненосцев стали торпеды, дальность хода которых в то время достигла порядка 2,5 километра. Был сделан логичный вывод: лучше всего сражаться на дальних дистанциях будет корабль с максимальным количеством орудий главного калибра.

В какой-то момент в качестве альтернативы будущему «Дредноуту» рассматривался корабль, оснащенный множеством 234-миллиметровых орудий, которые тогда уже применялись британцами в качестве средней артиллерии на броненосцах. Такой корабль сочетал бы скорострельность с огромной огневой мощью, однако Фишеру нужны были по-настоящему «большие пушки».

Фишер настоял и на оснащении «Дредноута» новейшими паровыми турбинами, позволявшими кораблю развивать свыше 21 узла в час, тогда как для броненосцев считалось достаточным и 18 узлов. Адмирал хорошо понимал, что преимущество в скорости позволяет навязать противнику выгодную для себя дистанцию боя. С учетом огромного превосходства «Дредноута» в тяжелой артиллерии, это означало, что несколько таких кораблей способны разгромить вражеский флот, оставаясь фактически недосягаемыми для большей части его пушек.

«Дредноут» был построен в рекордно короткие сроки. Как правило, называют впечатляющий год и один день: корабль заложили 2 октября 1905 года, а 3 октября 1906 года линкор вышел на первые ходовые испытания. Беспрецедентная скорость работ имела обратную сторону. На фотографиях из Портсмута видна не всегда качественная сборка корпуса — иные броневые плиты стоят криво, а крепящие их болты имеют разный размер. Немудрено — 3 тыс. рабочих буквально «горели» на верфи по 11 с половиной часов в день и по 6 дней в неделю.

Ряд недоработок связан с самим проектом корабля. Эксплуатация показала недостаточную эффективность новейших систем управления огнем «Дредноута» и его дальномеров — самых больших на тот момент. Дальномерные посты даже пришлось переносить, чтобы их не повредило ударной волной орудийного залпа.

Самый мощный корабль эпохи так ни разу и не выстрелил по противнику из своего главного калибра. «Дредноут» не присутствовал при Ютландском сражении в 1916 году — самом масштабном столкновении флотов, состоявших из дредноутов, — он был на ремонте. Но даже будь «Дредноут» в строю, ему пришлось бы остаться во второй линии — всего за несколько лет он безнадежно устарел.

PS. На картинке в заголовке — русский дредноут «Император Александр III». 11 июня 1911 года заложен на заводе «Руссуд» в Николаеве одновременно с однотипными линкорами «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая». Строитель — Л. Л. Коромальди. Спущен на воду 2 апреля 1914 года. В начале 1917 года прошёл испытания и вошёл в состав Черноморского флота.

29 апреля 1918 поднял украинский флаг, однако, когда выяснилось, что наступление немцев продолжается, он был спущен. 1 мая 1918 перешёл из Севастополя под Андреевским флагом в Новороссийск, вместе с некоторыми другими кораблями Черноморского флота.

В конце концов корабль спёрли французы, и в 1936 году распилили на чермет. Орудия русского дредноута французы сохранили, и в 1940 году они, в качестве трофея, были захвачены немцами. В 1944 году, четыре орудия немцы установили на батарее «Миус», на острове Джерси в Ла-Манше, являющемся одним из укреплённых пунктов «Атлантического вала». Ещё три орудия немцы передали Финляндии, для восстанавливаемой батареи на полуострове Ханко. В сентябре 1944 года, после подписания соглашения о перимирии с Финляндией, батарея была возвращена СССР и состояла на вооружении. А на батарее «Миус» орудия простояли до окончательного их демонтажа в 1951 году.

12 запасных 305-мм орудий корабля хранились в арсенале в Бизерте и в 1940 году были предложены немцами Финляндии, а после проведения переговоров просто подарены. Но финны получили только восемь орудий, которые были использованы Финляндией для береговых батарей на островах Макилуото и Куйвисаари. В конце Великой Отечественной войны некоторые из этих орудий были переданы Советскому Союзу и использованы для оборудования советских береговых батарей.

Откуда пошли Дредноуты


В педивикии написано:

В настоящее время одно из орудий, поставленных на специальное железнодорожное шасси, находится в форте Красная горка, другое выставлено в железнодорожном музее на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге, а третье экспонируется в музее на Поклонной горе в Москве.

Это, разумеется, враньё. Артиллерийские установки ТМ-3-12, экспонирующиеся в этих местах, построены в СССР еще до войны с Финляндией на основе орудий от затонувшего линкора «Императрица Мария» (305-мм орудие Обуховского завода, принятое на вооружение в 1907 году). Однако затем несколько таких установок были переброшены на остров Ханко, где участвовали в обороне, а потом были подорваны при отступлении. И вот эти-то подорванные установки финны восстановили, используя переданные немцами однотипные стволы от дредноута «Император Александр III». А потом, когда капитулировали — сдали их СССР.

Тактико-технические характеристики: Калибр ствола – 305.0 мм, предельная дальность стрельбы – 50 км, скорострельность – 2 выстрела/мин, масса ствола – 50.56 т масса снаряда – 470.9 кг, полная масса транспортера – 340.0 т, боевой расчет – 50 человек.

Устройство башен дредноута «Император Александр III» повлияло на разработку конструкций башен новых французских линкоров типа «Дюнкерк».

Источник

На сайте "Рожденный в СССР" Вы можете ознакомиться с материалом Откуда пошли Дредноуты, а также поискать материалы сходной тематики в разделе Статьи.


Категория: Статьи

На сайте Вы найдете православные документальные фильмы, которые расскажут Вам о старцах Афона, монастырях Валаам, Оптина Пустынь, Дивеево. Вы узнаете о святых, старцах и подвижниках Православия, об учении и таинствах Православной Церкви, увидите фильмы Галины Царевой и Юрия Воробьевского..

 

Материалы нашего сайта помогут Вам узнать больше об Истинной Вере - Православии, поведают об истории мира, эпохе СССР, о Великой Российской Империи - России, которую мы потеряли...


Другие материалы: