На сайте "Рожденный в СССР" смотрите онлайн Православные и познавательные
документальные фильмы




Главное различие православия и протестантизма

Вот из-за этого и ведет Православие полемику с протестантизмом. Ведь для того, чтобы впустить в свою жизнь все те Дары, которые Христос дал нам, надо знать о наличии этих Даров.

Представьте, что у меня имеется богатый американский дядюшка. И вот он составил завещание, в котором указал, что он передает мне всё… Вот только подробный перечень того, что означает это «всё», он не успел составить.

Если это завещание будет исполнено – оно обогатит меня. Но это завещание может поджидать еще немало приключений. Во-первых, почтовое извещение о необходимости явиться в юридическую контору для оформления моих прав на наследство могут украсть или могут сжечь в моем почтовом ящике какие-нибудь хулиганы. Во-вторых, посредник, которому поручено выполнить волю дядюшки, может оказаться малопорядочным человеком. Он может так перекроить и переинтерпретировать дядюшкино завещание, что на мою долю достанется разве что старая, стертая и погнутая столовая ложка, а о дядюшкиных доме и банковском счете я даже ничего и не узнаю, а потому и не буду их требовать.





Вот так происходит и в протестантской проповеди. Протестанты умаляют Христово наследие, вверяемое людям. Книгу о Христе они нам дают, но Самого Христа, Его Кровь и Его Тело отстраняют: «А про Кровь в завещании ничего не сказано… Мы можем предложить только символ, только воспоминание…» При своем появлении баптисты торжественно заявили о пустоте своих алтарей и обрядов: «В этом обряде Христос не приносится в Жертву Отцу, вообще не приносится какая-либо действительная Жертва в прощение грехов. Имеет место лишь воспоминание единственного на все века Жертвоприношения Христом Самого Себя на Кресте, – воспоминание, сопровождаемое духовным воздаянием всякой хвалы Богу за Голгофу. Поэтому папское Жертвоприношение во время мессы крайне омерзительно, оскорбительно для Самого Христа… Внешние элементы этого обряда в сущности и по естеству остаются только хлебом и вином, каковыми были прежде» [1].

И следовательно, не из-за богословских формул наш спор с протестантами, а из-за полноты жизни во Христе. Может ли Христос жить только в нашей памяти, или же Он может жить в нас…

Тому, кто решился стать христианином, это очень важно осознать. Важно осознать и то, что Христос всё делает осмысленно. У простеца, у рядового человека весьма часто нет соответствия между целями и теми средствами, которые он избирает для их достижения. Но о Христе невозможно так сказать. И значит, все, что Он сделал, было необходимо для нашего спасения. Мы не всегда можем Его понять. Но понуждать себя к согласию и пониманию христианин, если он христианин, обязан. Кстати сказать, современным людям более всего не нравится в христианстве то обстоятельство, что Евангелие очень жестко увязывает возможность спасения с принятием Жертвы Христа. «Неужели буддисты и индуисты не спасутся?!» Понятно возмущение наших экуменистов. Но ведь, кроме сентиментальных чувствований, должен быть в христианине и разум. И этот разум говорит, что не надо стараться быть большим христианином, чем Сам Христос.

Если возможно спасение вне Христа, то Христос напрасно приходил на землю. Если возможно спасение вне Жертвы Христовой, то Христос совершил излишнее, немотивированное действие: Он зачем-то принес Себя в Жертву, без которой вполне можно было обойтись [2]. Если верить в разумность поведения Христа, то надо признать, что всё, совершенное Им, было необходимым «нас ради человек и нашего ради спасения». И значит, всё, сделанное Спасителем ради нас, христианин должен принять. Если Спаситель ради нас пролил Свою Кровь, – значит, и Кровь мы должны принять. Поэтому мы говорим протестантам, что недопустимо цензуровать Его учение! Надо принять всего Христа, а не только Его слова…

Итак, быть христианином – это означает жить в полноте Таинств литургической жизни Церкви. Быть христианином – это означает безусловное признание полного права Христа жить в тебе.

В течение всей книги я много говорил о том, что Христос дарует спасение людям. Пожалуй, слишком часто. У читателя может создаться иллюзия, будто никакого своего усилия ради достижения спасения прилагать не надо.
Но это не так: нужно усилие, чтобы решиться на веру Христу. Нужно усилие, чтобы разжать свои руки ради принятия дара. Нужно усилие, чтобы потом не потерять дарованное.
В одной буддийской джатаке есть нечто, с чем может согласиться и православный христианин.
«Сказал Всеблагой монахам: "Представьте себе, братия, что приходит некий мужчина, любящий жизнь и ненавидящий смерть, стремящийся к наслаждениям и отвергающий страдание, и ему говорят: "Вот тебе, приятель, чаша, до самых краев полная маслом. Ты должен пройти с ней через все это великое скопление народа, мимо деревенской красавицы. За тобой по пятам будет идти человек с обнаженным мечом в руке, и, если хоть капелька выплеснется из чаши, он тотчас же снесет тебе голову с плеч". Как вы, братия, думаете: будет ли этот мужчина неосмотрителен, или же он осторожно понесет эту полную масла чашу?” — спросил Учитель. “Разумеется, он будет соблюдать осторожность, почтенный”, — ответили ему монахи. “Так вот, братия, — молвил Учитель, — я вам привел наглядный пример, чтобы вы как следует уразумели то, что я вам хочу сказать. Суть, братия, вот в чем: чаша, до краев наполненная маслом, олицетворяет сосредоточенность сознания на том, что тело только собрание частей, и, как все, состоящее из частей, оно — бренно. А из этого следует, братия, что у живущего в этом мире все мысли должны сосредоточиться на таком представлении о теле» [3].

При переводе на христианский язык эта притча будет звучать так: «Чаша — это радость причастия Царству Божию, которая дается человеку в начале его духовного пути. Это то, что Отцы именуют "Предвкушение будущих благ”, будущих благ”, “залог будущих благ”.
Та чистота сердца и жизни, которая даруется крещением, первой исповедью, первым причастием, рукоположением, монашеским постригом, — даруется не по заслугам.
Она дается ради того, чтобы человек почувствовал — к чему Господь призывает его, ради чего зовет к подвигу. “Дай Господи вам ощутить сладость пребывания в Церкви, чтобы вы стремились туда, как стремятся в теплую комнату с холоду” (святитель Феофан Затворник) [4].

А затем надо пройти по жизни посреди искушений, не расплескав чашу сердца, не потеряв Христа."

Если буддист должен не расплескать свои мысли о грязи и бренности тела, о всеобщей пустоте и иллюзорности, то христианин не должен выплеснуть из своей памяти мысль о реальности любви Христовой и ощущение причастности этой благодатной любви. Буддист думает о теле, христианин — о духе. Буддист борется с любым желанием и любой надеждой. Христианин борется с тем, что подрезает надежде крылья: «Все блага мира сего не иное что суть, как только цепи, задерживающие полет нашей надежды» Тертуллиан) [5]

Но верно то, что дар требует усилий для своего хранения. Без этого дара, предваряющего дела, сами эти дела невозможны — ибо человеку глубоко непонятно, ради чего он должен выламываться из привычной колеи...

Царь решил дать награду дикарю, привел в сокровищницу, набрал целый мешок драгоценностей и предложил дикарю взять стблько золота и камней, сколько тот сможет унести. Но дикарь ушел не только с пустыми руками, но и с обидой: он не знал цену алмазам и золоту и решил, что его понуждают к бессмысленной работе: хотят заставить таскать тяжелый мешок...
Царь — это Христос. Драгоценности — это Христово учение и заповеди. Дикарь же — это человек, отказывающийся исполнять заповеди. Так именно первичное прикосновение Христа к душе дает ей ощутить смысл христианской жизни. Заповеди перестают выглядеть частоколом бессмысленных запретов.

Теперь понятно, зачем нужно усилие: «Храни заповеди, или, лучше сказать, храни себя самого посредством заповедей» (преподобный Симеон Новый Богослов) [6]. Но усилие — нужно. Бог не спасает человека без человека. Того, кто не захочет двигаться, Бог не будет нудить. Но только потом этому ленивцу самому станет тошно от своей «стабильности».

Дела же христианской веры разные, но Бог, к общению с Которым они ведут, Один. «Брат спросил старца: “Какое бы мне делать доброе дело и жить с ним?” Авва отвечал ему: “Не все ли дела равны: Авраам был страннолюбив — и Бог был с ним; Илия любил безмолвие — и Бог был с ним; Давид был кроток — и Бог был с ним. Итак, смотри: чего желает по Богу душа твоя, то делай и блюди сердце твое» [7].

После выбора религии надо сделать не менее трудный выбор: выбор того пути, по которому именно тебе надо идти ко Христу. Вот только тут, а не раньше, оказывается верна формула: «Бог Один, а путей к Нему много».

Примечания

[1] Баптистское вероисповедание 1689 года: 32 статьи христианской веры и практики. Лондон, Б. г. С. 64–65.

[2] Пояснение этого см. в главе «Почему вне Церкви нет спасения?» из моей книги «Если Бог есть любовь» (2-е изд., испр. и доп. М.: Благовест, 1998)

[3] Джатака 96. О чаше, полной масла// Будда. Истории о перерождениях. М., 1991, с. 64

[4] Святитель Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1914, с. 121.

[5] Тертуллиан. О женских украшениях// Творения. СПб., 1849, ч. 2, с. 192.

[6] Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова. М., 1892, с. 240

[7]Древний Патерик. М., 1899, с. 16.

Из книги протодиакона Андрея Кураева "Дары и анафемы"

На сайте "Рожденный в СССР" Вы можете ознакомиться с материалом Главное различие православия и протестантизма, а также поискать материалы сходной тематики в разделе Статьи.


Категория: Статьи

На сайте Вы найдете православные документальные фильмы, которые расскажут Вам о старцах Афона, монастырях Валаам, Оптина Пустынь, Дивеево. Вы узнаете о святых, старцах и подвижниках Православия, об учении и таинствах Православной Церкви, увидите фильмы Галины Царевой и Юрия Воробьевского..

 

Материалы нашего сайта помогут Вам узнать больше об Истинной Вере - Православии


Другие материалы:
Крещение детей Крещение детей
Расхождение православия и протестантизма по вопросу о крещении детей — это не просто проблема обряда. За этой разницей стоит уже отмеченное принципиальное различие восточного и западного христианства. Протестантизм понимает спасение как прощение, кот ... Читать

Верою жив человек. Из опыта монашеской жизни. Беседа с отцом Глебом (2011) Верою жив человек. Из опыта монашеской жизни. Беседа с отцом Глебом (2011)
Беседа с монахом Русской Православной Церкви Московского Патриархата, отцом Глебом о современных вопросах духовной жизни, проблемах, которые ставит перед православными христианами современный мир.

Крещение Господне. Протоиерей Андрей Ткачев Крещение Господне. Протоиерей Андрей Ткачев
О, Иордан! С какой стороны мне мысленно подойти к тебе?С востока ли, откуда пришел из пустыни народ, имеющий наследовать землю за твоей границей и которому ты позволил перейти по осушившемуся повелением Бога дну своему?

Нагорные заповеди блаженства. Любовь спасающая (2012) Нагорные заповеди блаженства. Любовь спасающая (2012)
1) Нагорные заповеди блаженства«...Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся... Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят...» [Мф.5,3-8] Это заповеди, которые возвестил Господь наш Иисус Христос в Наго ... Читать

Поучение на Богоявление. Святитель Игнатий (Брянчанинов) Поучение на Богоявление. Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Таков был глас предвечнаго Бога Отца к человекам о предвечном Боге Сыне, когда Сын, по воле Отца, действием Духа, вочеловечился от Девы, и совершал спасение погибшаго человечества. Братия! окажем послушание Сыну Божию, как того желает от нас Бог, да ... Читать

Практические советы по изучению иностранного языка
Изучение иностранного языка можно начинать двумя способами: через устную речь и через чтение. Первый путь (если у вас есть возможность выбирать) скорее подойдет людям с хорошей механической памятью, хорошим слухом и имитационными способностями (особе ... Читать

Пост: все ли средства хороши?
В предпостовые недели, особенно на масленую, узнаешь массу новых особенностей и фактов из личной жизни прихожан собственного прихода. Прежде всего, это касается их болезней, немощей, пенсионного обеспечения, количества любимых детей, внуков и правнук ... Читать

Русские проблемы в английской речи
Что и как, где и почему мы говорим, - это вопросы, которые с моей точки зрения, неотторжимы друг от друга. Нельзя, просто невозможно научиться правильно говорить на иностранном языке, если ограничиваться зубрежкой лексики, - нужно знать или хотя бы п ... Читать

Пасха на Лысой Горе (трейлер) (2010) Пасха на Лысой Горе (трейлер) (2010)
Наш храм освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Для нас Она - надежда на наше исправление, на наше спасение, на воскресение из мертвых.Все устроение жизни на подворье направляет человека к Свету. И так важно, что на этом месте ... Читать

Наступление сатанизма (2008) Наступление сатанизма (2008)
Впервые за долгие годы богоборчества в России произошло духовное обновление Церкви, через гонения и страдания возобновился подвиг мучеников за Христа, восстановилась жертвенность религиозного чувства русского человека. Это вызывает новую антирусскую, ... Читать